Вторая жизнь. Старинные вещи
В одной из русских летописей есть такие слова: «Стоит баба красивая, как город». Эти слова не про лицо и не про фигуру или длинные ноги. Они именно про то, как одета женщина.
Город – это защищенное место, предназначенное для жизни.
Одежда женщины докапиталистического времени создавалась для того, чтобы жить и чувствовать себя защищенно, и если присмотреться к традиционному наряду, то мы увидим сходные с устройством города черты. Как город окружен стенами и защитными сооружениями, так и женский традиционный наряд покрыт оберегами. Он создан так, чтобы скрыть от чужих глаз все, что может быть уязвимым для женщины.
Капитализм разрушил именно этот устой народной культуры, воплощенный в одежде, и ввел понятие моды.
Мода – это способ увеличить оборот вещей на рынке. Она меняется все быстрее и быстрее, а человек должен бегать по этому кругу, постоянно отставая от моды, но стараясь ей соответствовать. Люди вынуждены покупать все больше вещей, время жизни которых становится все короче и короче. Потребление так сильно выросло, что в настоящее время появилось понятие апсайклинг (от слова «круг»), как способ борьбы с перенасыщением рынка вещами.
Народная одежда создавалась по образу города или храма – надолго. В ее основе – вертикаль, направленность вверх: в силуэте женского наряда мы увидим широкий низ, сужающийся к верху – к голове. А сверху – женский головной убор, украшенный золотным шитьем, жемчугом, бисером – словно сияющие купола.
Наряд в обычной, крестьянской среде всегда шили надолго. Например, во время этнографических экспедиций в 2000-х годах, проводя исследовательскую работу, мы сталкивались с тем, что сарафаны с золотным шитьем хранили с начала XX века и все это время надевали на праздники, плясали в них. Для нас это повод задуматься о «времени жизни» одежды. Сделать ее такой, чтобы она длительное время могла сохранить качество, красоту, богатство.
Мода же не стремится продлить жизнь вещи, у нее совсем другая задача – как можно чаще (каждый сезон) сменять популярность внешнего вида одежды.
Мы хотим в своей работе над народной одеждой и над возрождением ремесел показать, как можно возвращать традиционные ценности, делая ту же самую одежду дороже и красивее с помощью использования или пере- использования старинных элементов.
Мы считаем, что наше культурное наследие – большой, неиссякаемый источник материала и вдохновения, нового прочтения для создания современных вещей.
В Этнокомплексе мы собираем народную одежду с 2006 года. В основном это наряды XIX – начала XX веков. Мы поддерживаем и сохраняем традиционные ремесла, такие как Ивановская строчевая вышивка, Цветы, ткачество, прядение, кубовая набойка.
Изучая предметы коллекции, мы непременно задавались вопросами о том, как сделаны детали одежды – каков ее крой, ткань, швы, узоры, материалы.
В итоге мы решили попробовать восстановить традиционный наряд Ивановской области. По ходу работы над ним также восстановили ткань под названием «Александрийка» – особый вид красной пестряди, хлопчатобумажной ткани, производившейся в России в XVIII-XIX веках почти исключительно на территории Шуйского уезда Владимирской губернии. Эта работа была посвящена восстановлению исконной традиционной части наряда. Она являлась необходимой основой для понимания самой одежды, ее деталей и образа человека в ней.
Когда в вещь вставлено или в ней используется что-то антикварное, древнее, то она начинает звучать по-новому, приобретает большую ценность, в том числе и ценность сохранения традиций.
Мы нашли выход для тех вещей, которые сделаны вручную, но уже не используются в современности. Например, для одного из своих нарядов мы взяли классические «бабушкины кружева», которые раньше использовались для отделки края домашнего текстиля, и превратили их в нашейное украшение и манжеты.
Эти вещи являются небольшими деталями в образе, но они цепляют внимание, передают «дух» русской старины.
Далее мы задались вопросом, как можно использовать традиционные мотивы, орнаменты и детали в современных изделиях.
Начали мы совсем с малого: значки, серьги. Затем появилась коллекция женских шелковых платков. В настоящее время начали работать над проектом запонок.
Почему мы начали с аксессуаров? Это небольшие детали, акценты, которые могут заиграть в образе повседневной одежды, стать дополнением к ней. Вам не нужно резко сменять весь гардероб, чтобы обозначить ваш стиль, но вы можете внести в него то, что читалось бы как «традиционное», «русское», это отсылка к вашим корням. Детали будут т указывать на ваше отношение к традиции, к народной одежде, к наследию предков.
Некоторые вещи из коллекции, которая хранится в Этнокомплексе, к сожалению, уже утратили свой первоначальный вид, но являются прекрасным материалом для снятия мерок и кроя. Ранее ширина ткани очень сильно ограничивалась шириной ткацкого стана, и просто выкидывать обрезки с точки зрения затраченных трудов было очень нерачительно. Поэтому весь крой народной одежды создавался так, чтобы оставалось как можно меньше материала «на выброс». Это разумный бережливый подход, который можно использовать и в наше время.