Доклад к дискуссии «От устоев и традиций к устойчивому будущему» в ходе XXХII Международных Рождественских образовательных чтений

Дискуссия проводилась Фондом Гуманитарных и просветительских инициатив "Соработничество". 
Проект «Бережливое сознание». Сайт: бережливость.рф Официальная группа ВКонтакте, Telegram-канал


Этнокомплекс «Ремесленное подворье» находится на землях бывшей Владимирской губернии, ныне в Ивановской области. В Этнокомплексе два музея – Музей живых ремесел и Музей Топора. В настоящее время у нас проходит Интерактивная экспозиция «Традиционный наряд Ивановской области», при поддержке фонда «Соработничество», за что выражаем большую благодарность фонду.


Коротко о самом проекте. Экспозиция «Традиционная народная одежда Ивановской области» работает в пространстве «Музея топора».
В рамках проекта: экскурсии для школьников, мастер-классы по прядению, снованию, ткачеству, основам строчевой вышивки, уроки, посвященные народным ремесленным обычаям. В рамках проекта музей посещают школьники Ивановского района и города Иванова, но посетить выставку и пройти мастер классы могут и взрослые.
Главной целью проекта мы видим возможность заложить в основу мировоззрения нового поколения русских детей, идущего на смену детям девяностых: любовь к своей земле, уважение к собственным предкам, бережное отношение к наследию их материальной и производственной культуры.

Мы поставили следующие задачи проекта:
- создание экспозиции, состоящей из нескольких частей, естественно охватывающих то, что можно назвать женской культурой старой России: выставка народной одежды; выставка реконструкций ивановского традиционного наряда; восстановление полного цикла надомного текстильного производства, от прядения, снования и до изготовления ткани и пошива одежды.
- научить желающих ткать на старинной ткацком стане и сновать основу ткани на деревянной сновальне.
- проведение в рамках действующей экспозиции цикла уроков, посвященных народным ремесленным обычаям и культуре домостроя, будящих гордость своими предками и уважение к их изобретательному уму.

Помимо обучения детей в рамках проекта мастера Этнокомплекса ведут ремесленные занятия для детей Воскресной школы Храма преподобного Сергия Радонежского в городе Иваново. Уже более 5-ти лет дети прихожан обучаются резьбе по дереву, гончарному ремеслу, вышивке, набойке, ткачеству, цветам из бумаги и ткани, рубке уникальной Мазыкской игрушки. Обучение началось с самых основ – например, в шитье дети учились просто держать иголку и пришивать пуговку.
Изображение

Вторая жизнь. Старинные вещи

В одной из русских летописей есть такие слова: «Стоит баба красивая, как город». Эти слова не про лицо и не про фигуру или длинные ноги. Они именно про то, как одета женщина.
Город – это защищенное место, предназначенное для жизни.
Одежда женщины докапиталистического времени создавалась для того, чтобы жить и чувствовать себя защищенно, и если присмотреться к традиционному наряду, то мы увидим сходные с устройством города черты. Как город окружен стенами и защитными сооружениями, так и женский традиционный наряд покрыт оберегами. Он создан так, чтобы скрыть от чужих глаз все, что может быть уязвимым для женщины.
Капитализм разрушил именно этот устой народной культуры, воплощенный в одежде, и ввел понятие моды.
Мода – это способ увеличить оборот вещей на рынке. Она меняется все быстрее и быстрее, а человек должен бегать по этому кругу, постоянно отставая от моды, но стараясь ей соответствовать. Люди вынуждены покупать все больше вещей, время жизни которых становится все короче и короче. Потребление так сильно выросло, что в настоящее время появилось понятие апсайклинг (от слова «круг»), как способ борьбы с перенасыщением рынка вещами.
Народная одежда создавалась по образу города или храма – надолго. В ее основе – вертикаль, направленность вверх: в силуэте женского наряда мы увидим широкий низ, сужающийся к верху – к голове. А сверху – женский головной убор, украшенный золотным шитьем, жемчугом, бисером – словно сияющие купола.
Наряд в обычной, крестьянской среде всегда шили надолго. Например, во время этнографических экспедиций в 2000-х годах, проводя исследовательскую работу, мы сталкивались с тем, что сарафаны с золотным шитьем хранили с начала XX века и все это время надевали на праздники, плясали в них. Для нас это повод задуматься о «времени жизни» одежды. Сделать ее такой, чтобы она длительное время могла сохранить качество, красоту, богатство.
Мода же не стремится продлить жизнь вещи, у нее совсем другая задача – как можно чаще (каждый сезон) сменять популярность внешнего вида одежды.

Мы хотим в своей работе над народной одеждой и над возрождением ремесел показать, как можно возвращать традиционные ценности, делая ту же самую одежду дороже и красивее с помощью использования или пере- использования старинных элементов.

Мы считаем, что наше культурное наследие – большой, неиссякаемый источник материала и вдохновения, нового прочтения для создания современных вещей.

В Этнокомплексе мы собираем народную одежду с 2006 года. В основном это наряды XIX – начала XX веков. Мы поддерживаем и сохраняем традиционные ремесла, такие как Ивановская строчевая вышивка, Цветы, ткачество, прядение, кубовая набойка.
Изучая предметы коллекции, мы непременно задавались вопросами о том, как сделаны детали одежды – каков ее крой, ткань, швы, узоры, материалы.

В итоге мы решили попробовать восстановить традиционный наряд Ивановской области. По ходу работы над ним также восстановили ткань под названием «Александрийка» – особый вид красной пестряди, хлопчатобумажной ткани, производившейся в России в XVIII-XIX веках почти исключительно на территории Шуйского уезда Владимирской губернии. Эта работа была посвящена восстановлению исконной традиционной части наряда. Она являлась необходимой основой для понимания самой одежды, ее деталей и образа человека в ней.

Когда в вещь вставлено или в ней используется что-то антикварное, древнее, то она начинает звучать по-новому, приобретает большую ценность, в том числе и ценность сохранения традиций.
Мы нашли выход для тех вещей, которые сделаны вручную, но уже не используются в современности. Например, для одного из своих нарядов мы взяли классические «бабушкины кружева», которые раньше использовались для отделки края домашнего текстиля, и превратили их в нашейное украшение и манжеты.
Эти вещи являются небольшими деталями в образе, но они цепляют внимание, передают «дух» русской старины.
Далее мы задались вопросом, как можно использовать традиционные мотивы, орнаменты и детали в современных изделиях.
Начали мы совсем с малого: значки, серьги. Затем появилась коллекция женских шелковых платков. В настоящее время начали работать над проектом запонок.

Почему мы начали с аксессуаров? Это небольшие детали, акценты, которые могут заиграть в образе повседневной одежды, стать дополнением к ней. Вам не нужно резко сменять весь гардероб, чтобы обозначить ваш стиль, но вы можете внести в него то, что читалось бы как «традиционное», «русское», это отсылка к вашим корням. Детали будут т указывать на ваше отношение к традиции, к народной одежде, к наследию предков.

Некоторые вещи из коллекции, которая хранится в Этнокомплексе, к сожалению, уже утратили свой первоначальный вид, но являются прекрасным материалом для снятия мерок и кроя. Ранее ширина ткани очень сильно ограничивалась шириной ткацкого стана, и просто выкидывать обрезки с точки зрения затраченных трудов было очень нерачительно. Поэтому весь крой народной одежды создавался так, чтобы оставалось как можно меньше материала «на выброс». Это разумный бережливый подход, который можно использовать и в наше время.